Влияние различных источников света на восприятие цвета

Различные источники испускают потоки лучистой энергии, человеческое сознание способно перерабатывать их в цветовые ощущения, этим наука объясняет восприятие цвета, как феномен. Энергия потоком фотонов, способна двигаться во всех направлениях с различной частотой колебаний и различной длиной волн, которая находится в пропорциональной зависимости. Для глаза человека эти излучения воспринимаются в узком диапазоне как видимый свет, и как белый, если эти излучения смешиваются. Поэтому цвета в природе как такового не существует, это свойство объектов вызывают зрительные ощущения и они становятся осознанными.

В таких науках, как психология и физиология, цвет выступает как характеристика  излучений и определяется осознанными зрительными ощущениями, которые зависят от определенных факторов, к ним относятся психологические, физические и физиологические.

В конце далекого ХVII века, был впервые определен видимый свет. Исааку Ньютону удалось  пропустить сквозь узкую щель лучи и разложить поток на спектр, затем снова собрать все лучи и объединить их в поток и снова получился белый свет.

Существуют тела, которые способны испускать лучистые потоки энергии, они и являются источниками света. От того какие излучения видимого света испускает конкретное тело зависит окрашенность света и еще очень важной составляющей является та среда, через которую проходит свет.

Всем известно, что световые источники бывают естественными и искусственными. Солнце - единственный естественный источник света для определения восприятия цвета  и  влияющий на освещенность  Земли. Луна светит лишь отраженным светом, а свет звезд является слишком слабым. Все эти источники естественного света значительно влияют на эмоциональное восприятие человека в создаваемых им произведениях.

Когда мы говорим о солнечном свете, мы понимаем, что он имеет наиболее широкий спектр излучений, которые для нас видимы, и его лучи дают в смешении общего потока белый ярких свет. Свет проходит через облака, через различные атмосферные слои и теряет коротковолновые излучения,  от этого мы видим небо голубым, а свет окрашивается в желтоватый.

Что же мы видим, когда мы видим свет Луны? Это отраженный от поверхности свет Солнца, он всегда слабее, потому что он и рассеивается и поглощается, мы видим свет в тысячи раз слабее, чем при освещении солнечным светом. Наш глаз адаптируется и для нас эта огромная разница не кажется такой значительной. Свет луны имеет свои особенности, его излучения и спектральный состав отличаются от солнечного.

На солнечный свет оказывает влияние его прохождение через облака, он рассеивается, смешивается со светом атмосферы. Рассеянный становится опять белым, его освещенность меньшая, нет явно выраженной освещенности поверхности. От этого цвет поверхности становится более ясным, его еще называют локальным цветом.

Раньше для освещения использовали пламя огня, оно относится к искусственным источникам света, его использовали в виде фонарей и ламп, факелов, свечей. Еще к искусственным источникам относят современные различные электрические лампы. Если смотреть на пламя огня, мы видим характерный оранжевый цвет, потому что пламя почти лишено короткой части спектра, дающего синий тон. При таком освещении холодные синие, голубые  тона мы с трудом можем воспринимать  и другие цвета воспринимаем искаженно, все оттенки сдвигаются к оранжевому. Лампы накаливания различаются по своим характеристикам и имеют в своем спектре мало синего и фиолетового излучения. Человек при таком освещении видит синий цвет и фиолетовый менее выраженными, а красные тона более насыщенными.

У люминесцентных ламп состав спектра излучения ближе к естественному свету. Бывают лампы разных типов света, белого, дневного, теплого белого. Благодаря им можно создать освещение, которое будет близко к естественному.

Цвета различных непрозрачных тел зависят от того, какая из частей видимого спектра отражается и поглощается, а для прозрачных имеет значение какая часть света поглощается, а какая пропускается телом.

Есть группа серых тонов, они имеют различную светлоту, а есть группа ахроматических цветов, куда входят черный цвет и белый. Все вместе они относятся к хроматическим цветам.

Существуют коэффициенты  отражения, поглощения и пропускания, они оказывают влияние на освещение помещения.

Можно сделать вывод, что на восприятие цвета различных  тел, оказывает влияние взаимодействие условий освещения и физических свойств материала объекта. Оттенки одного и того же объекта на свету и в тени могут быть различны.

На Земле мы видим все объекты  через плотные слои атмосферы, эту среду называют световоздушной. Воздух является мутной средой, потому что лучи света, при прохождении через него рассеиваются. Этим объясняется явление цветовой и световоздушной перспективы. Это влияет на восприятие цвета в зависимости от дистанции до наблюдаемого объекта.

Цвет предметов в пространстве, которое нас окружает мы можем условно разделить на пространственный, обобщенный цвет дальнего плана, на плоскостной цвет, когда предмет находится на расстоянии, когда цвет участков сливается в один цвет, и поверхностный, это цвет переднего плана, он воспринимается в единстве с фактурой и изменяется меньше всего.


мосты в лучах заходящего солнца

Наверх